Изменение поведения людей
Изменение поведения людей
В этой работе будет рассмотрено, какие изменения происходят в поведении людей и чем они обусловлены.
В
последнее время все отчётливей проявляется тенденция расхождения
выработанного обществом свода правил о поведении людей и поведением
значительной части общества, когда они находятся вне поля зрения этого
же общества. С каждым годом разрабатывается и принимается
все больше законов ужесточающих наказание за преступления, как против
человечности вообще, так и против конкретно человека. В обществе все
выше и выше поднимается планка норм человеческой морали. Общественное
мнение становится все более и более непримиримым к проявлению насилия
над человеком. Причем степень непримиримости увеличивается не в
арифметической, а в геометрической прогрессии. С другой стороны через
средства массовой информации, а кое-кто и лично, наблюдаем все
увеличивающиеся количество случаев немотивированной жестокости,
издевательств над человеком "шутки ради”, глумления за просто так.
Например, достаточно памятен случай, когда школьники на уроке
физкультуры таскали за руку по паркету пожилую, полную учительницу
пенсионного возраста только потому, что она при этом нелепо и смешно
выглядела. Еще 100 лет назад невозможно было представить, чтобы матерый
преступник, застреливший не одного человека, мог бы так издеваться над
пожилой немощной женщиной. Или когда подростки, забавы ради, скидывают с
крыши высокого дома тяжелую покрышку от грузовой автомашины на
проходящего возле дома человека. Естественно, человек от такого сильного
удара погибает на месте. Причем подросток, сбросивший покрышку, в
глазах своих друзей, которые смотрят на него восхищенно, приобретает
ореол героя. Мол, он смог, а мы не смогли. Это означает, что подросток,
совершивший это убийство, не белая ворона среди окружающей его молодежи,
он просто чуть более решительный среди них. Такими же темпами
возрастает другой вид немотивированных преступлений – преступления,
связанные с увеличивающейся раздражительностью людей. Например, известны
случаи, когда неадекватный автомобилист убивает другого автовладельца
только за то, что он случайно задел его автомобиль. Или пассажир в
общественном транспорте наносит увечья другому пассажиру за то, что он
случайно его толкнул.
Так в чем же заключается бурный расцвет в
последнее время немотивированных преступлений? Причины, объясняющие это,
можно разделить на две части. Первое. Это изменение физиологических
факторов, выражающееся, в первую очередь, в вариативности центральной
нервной системы, что фиксируется в геноме человека. Второе. Это что, как
и каким образом человек усваивает с момента своего рождения. Если
первое – это пласт знаний, включающий в себя принципиально иные
объяснения как корковых образований: новой коры, старой коры, древней
коры, так и подкорковых ядер: миндалины, хвостатого ядра и т.д., так и
ядер среднего мозга, моста, продолговатого мозга. Даже совсем кратко это
займет очень большой объем и освещаться будет позднее. Зато на втором
мы сейчас и остановимся.
Чтобы понять, что усваивает ребенок с
момента своего рождения надо сравнить, что впитывает ребенок сейчас и
лет 100 назад. 100 лет назад, как и 200 лет назад, как и 300 лет назад в
семье, обычно многодетной, целиком воспитанием занимались в основном
бабушки и няни. Ребенок получал только положительные, правильные
объяснения любых ситуаций. Во всех старых сказках, о которых узнавал
ребенок, всегда побеждает добро. Ребенок собственными глазами видел, как
отец галантен по отношению к матери, как младшие слушаются старших. И
ко времени, когда повзрослевшие дети попадали в общество, у них уже
прочно сформировывалось собственное мировоззрение, в основе которого
были оптимальные, выработанные человечеством на протяжении долгого
времени суждения и принципы морали.
А что происходит с ребенком
сейчас, как происходит его формирование? Ребенок в силу ряда причин,
воспитывается только родителями, чаще одним. Время, которое сейчас
родители посвящают воспитанию ребенка, на порядок меньше, чем лет 100
назад, не говоря уже о более ранних временах, потому что весь день у
родителей плотно занят, сначала работой, потом заботой о хозяйстве. И
вечером, когда родители остаются наедине с детьми, у них уже просто нет
сил и желания заниматься воспитанием. Если к этому добавить то, что
современные люди гораздо более раздражительны, чем, к примеру, в начале
прошлого века, то следствием всех этих причин будет самое минимальное
время, посвящаемое воспитанию ребенка за последние много сотен лет.
Причем с каждым десятилетием это время будет уменьшаться, стремясь к
нулю. И тут мы приходим к вопросу: а чем же ребенок заполняет
освобождающуюся нишу правильного, положительного воспитания? Заполнение
этой ниши будет проходить по трем путям.
Первый. Это воспитатели
яслей, детских садов и учителя школ. По изначальному замыслу они должны
положительно освящать весь путь человеческого развития и устройство
современного общества, кроме знаний по конкретным дисциплинам, которые
изучаются позднее. Этот путь является единственным положительным из
трех, причем положительный эффект этого пути с каждым десятилетием
стремительно уменьшается. И это будет происходить не из-за того что
современные воспитатели и учителя обладают небольшими знаниями, а потому
что современные люди становятся более раздражительными. Эта
раздражительность воспитателей и учителей будет проявляться в виде
крика, повышенного тона, оскорблений, физического воздействия на детей. А
это, в свою очередь, будет приводить к уменьшению эффективности
обучения и воспитания. Второй. Это средства массовой информации
(телевидение, радио, интернет и т.д.), с которыми ребенок остается
наедине, предоставленный сам себе. Рассмотрим телевидение. С каждым
годом оно становится все более пошлым, все более скандальным, все
большее количество преступлений показывается на экране. А уровень морали
и одухотворенности неизменно падает. Понятно, что телеканалы
ожесточенно бьются за каждого телезрителя, ведь от этого зависит их
материальное благополучие. И человека больше всего будет интересовать не
то, каким должен быть человек, как он должен себя вести в той или иной
ситуации, а то, что принципиально этому противоречит, так называемая
«клубничка», жестокость, насилие и т.п. Поэтому нас интересует не то,
как в самолете все предсказуемо происходит, а то, как какой-нибудь
пьяный пассажир устраивает скандал и ругань. Поэтому и юмористические
передачи становятся все более пошлыми, и в боевиках убивают все больше
людей, и количество скандальных передач растет с каждым годом. А как на
эти же боевики будет реагировать маленький ребенок без жизненного опыта и
с небольшим пока умственным развитием. Если взрослый человек как бы
понимает, что главный герой, убивая десятки бандитов, вершит
справедливое правосудие, то ребенок, пока еще не разбирающийся в
справедливости, выносит из этого фильма, только то, что убивая направо и
налево, у тебя будет больше всего славы и всеобщего уважения. В схожем
ключе эволюционируют и мультфильмы. И в итоге телевидение, не говоря уже
об интернете, оказывает на неподготовленного ребенка отрицательное
воздействие. Третий. Это путь самозарождающегося объединения разных
особей одного вида. У любых видов животных, которые живут стаями, во
главе всегда будет самец или самка, по любому поводу пускающие вход
клыки или когти для завоевания или поддержания лидерства. Так и у
человека. Как только детей начинают объединять с самого раннего
возраста, а это ясли, сад и т.д., сразу же начинается явная и неявная
борьба за лидерство. И победу здесь всегда одержит более сильный
мальчик, который, не задумываясь, пускает в ход кулаки. И так он
подчиняет себе всех остальных. А это обычно самый сильный и не самый
разумный ребенок. Его наклонности обычно самые низменные в этом
возрасте. И он обычно укрепляет свой авторитет, совершая отрицательные
поступки, показывая какой он всеобщий ниспровергатель, какой он крутой.
Остальные же дети начинают ему подражать, стараются перенять то, что
самим им было совсем несвойственно. Более же разумные дети становятся
тихонями, не проявляющими всеобщего геройства, а потому обычно
презираются лидерами и большей массой детей. И такое происходит с
момента помещения разных несформировавшихся детей в одно замкнутое
пространство. И поэтому родители иногда в шоке от тех фраз или действий
своих детей, пришедших из яслей, садика или школы. Просто ребенок
подражает своему кумиру из этого же заведения.
Аналогичным
образом на ребенка воздействует и двор, в котором он живет. Понятно, что
это исключительно отрицательно воздействует на формирование моральных
устоев и повседневного поведения детей. Конечно, не все дети
подпадают под воздействие этих факторов. Многое зависит от
генетико-физиологических параметров самого ребенка, что будет раскрыто в
других работах.
А в заключении можно сказать, что пропасть межу
тем каким, с нашей точки зрения, должен быть человек и тем, каким он
есть на самом деле, растёт с каждым годом. И с каждым годом нас будет
все больше шокировать то, к каким издевательствам и жестокости может
прийти современный человек в, казалось бы, цивилизованном обществе.
Лучин Юрий Николаевич
|
Категория: Add | Добавил: Taija (14-Май-2013)
|
Просмотров: 1814
| Рейтинг: 5.0/1 |
|
|