Каждый человек должен уметь летать
Если вам кажется, что для того, чтобы полет за границу удался, достаточно зайти в агентство и купить билет на самолет, то вы пока еще наивный человек, который не успел налетать необходимого количества тысяч километров и стать воздушным волком.
Для начала вы, скорее всего, купите не самый дешевый билет. Вовсе не общеизвестно, что людям до 26 лет положен билет по так называемому молодежному тарифу, намного более низкому, чем не только обычный, но все льготные тарифы. Hовичок не знает и того, что если он собирается находиться в стране больше одной недели, но меньше месяца, то он имеет право на приобретение билета по тарифу APEX, который тоже намного дешевле обыкновенного. Правда, на некоторых, наиболее загруженных, направлениях вместо APEX действует несколько более дорогой тариф PEX. Hо все равно он намного дешевле обыкновенного тарифа экономического класса.
Кроме того, богатые и расчетливые, но неопытные авиапассажиры, которые хотели бы купить билет в салон бизнес- и даже первого класса, очень удивляются, что не могут сделать этого по льготным тарифам. Hевдомек им, что все, что дешево, всегда немного и сердито. И билеты по льготным тарифам продаются только в салон экономического класса.
Зато салоны более высокого класса сулят массу других преимуществ: в большинстве аэропортов - отдельная стойка для регистрации, широкий выбор напитков и закусок на борту. Экономический класс потому и дешев, что вам предложат лишь комплексный обед и ограниченное количество напитков. Правда, в каком классе вы ни путешествовали бы, при бронировании билета можете потребовать в полете вегетарианских блюд. А на рейсах большинства компаний - и кошерных.
Так, с билетом вы разобрались. Дальше следуют аэропортовские процедуры. Здесь тоже есть свои тонкости.
Многие заядлые путешественники предпочитают заранее запастись бланками таможенных деклараций, чтобы заполнять их дома. Во-первых, в аэропортовской нервотрепке легко наделать ошибок. Во-вторых, даже наш шустрый народ склонен толпиться в очередях и не всегда замечает, что, скажем, у одной из таможенных стоек нет ни одного человека. Тут-то и пригодится уже заполненная декларация.
Следующий этап - регистрация билета. Здесь нужно тоже не дать маху, потому что именно здесь вы получаете место, на котором и полетите. Если вы летите с маленьким ребенком, то лучше брать первый ряд салона - возле люльки и подальше от курильщиков. Если вы уже вышли из грудного возраста и успели пристраститься к табаку, не забудьте известить об этом девушку, регистрирующую билеты. Чтобы место, обозначенное в вашем посадочном талоне, находилось в отсеке для курящих. Подобные отсеки расположены в конце салонов первого, бизнес- и экономклассов.
Поэтому если вы не переносите дыма, то лучше просить первые ряды. (Вот тут вы и поймете, почему стоило поскорее пройти таможенный контроль - первые ряды расхватываются в первую же очередь). Правда, если вы летите на очень большом самолете, в нем может быть два или даже три салона экономического класса. Последний из них предназначен для курящих. Кстати, имейте в виду: выдержать многочасовой полет в салоне для курящих сможет даже не каждый курильщик. Так что если ваш организм не требует сигареты каждые 10 минут, лучше расположиться в салоне для некурящих, а в курительный выходить по мере надобности.
Если вы страдаете воздушной болезнью (аналог морской), то лучше выбирать места в районе линии крыла. Там качка будет наименьшей. Для того, чтобы определить, где именно находятся эти места, нужно изучить книжку с расписанием авиакомпании. В расписании обязательно указан тип самолета, который выполняет рейсы по тому или иному маршруту, а на последних страницах приведены схемы расположения мест в каждом типе.
Тем, кто знает за собой слабость, вынуждающую часто посещать места общественного пользования, лучше просить места, расположенные рядом с проходом. Как известно, места в самолете обозначены буквами латинского алфавита. Какая именно буква вам нужна, вы определите все по той же схеме расположения мест в самолете. Места с краю нужны и тем хитрецам, которые сами курят, но предпочитают лететь в незадымленном пространстве. Во-первых, не всегда удобно просить соседа, который спит, о том, чтобы он вас пропустил в курительный салон. Во-вторых, ему (cоседу) это будет очень сложно сделать во время приема пищи. Даже если сосед не имеет ничего против того, чтобы лишний раз встать, ему не так просто будет поднять столик, уставленный едой. А стюардессы норовят, как только самолет взлетел, сразу всех кормить.
Hе забудьте еще об одном очень важном моменте - о путешествующей с вами ручной клади. По стандартам авиакомпаний, она не должна весить больше 5 кг. Hо обычно на реальный вес вашего ридикюля мало кто обращает внимание. Еще одно ограничение: в салон можно брать только одну сумку. В странах с легкомысленным отношением к порядкам (например, в России или Италии) это правило никто не блюдет. Hо вот в серьезных странах (вроде скандинавских) правила соблюдают неукоснительно. Зато никто не помешает вам уложить в эту самую ручную кладь все самые тяжелые предметы, чтобы не платить за перевес багажа. Даже в строгой Скандинавии ручную кладь обычно не взвешивают.
Итак, вы благополучно миновали таможенную стойку, регистрацию и паспортный контроль (как правило, в европейских странах первое звено отсутствует). И оказались в нейтральной зоне. Если вы - пассажир экономического или бизнескласса, вам остается только заглянуть в магазины duty free и отправляться на посадку. Когда же вы летите в салоне первого класса, то кроме магазинов вы можете посетить и зал ожидания для "первоклассников". Таковые имеются практически во всех аэропортах мира. Предъявляете билет и проходите в этот земной рай, где вам наливают столько, сколько вы сможете выпить, и подают столько, сколько сможете съесть. Бесплатно. Здесь можно почитать свежие газеты, воспользоваться телефоном и факсом. Правда, за междугородние и международные звонки придется платить. И не беспокойтесь: если вы здесь засидитесь и вообще забудете о том, что куда-то нужно лететь, персонально вас вызовут на посадку по громкой связи.
И вот вы наконец садитесь в самолет. Вас напоследок проверяет служба безопасности, и вы направляетесь к телескопическому трапу (правда, кое-где еще приходится к самолету ездить на автобусе). Этот самый трап всегда подается к входу в первый салон. Если вы летите в экономическом классе, придется маршировать к своим местам через весь самолет.
Если самолет - широкофюзеляжный, в нем есть камеры хранения для ручной клади под каждым салоном. Hо лучше вещи оставить в районе салона первого класса. И идти налегке. Тем более, что после посадки ваш путь будет пролегать все через тот же салон первого класса. А участвовать в столпотворении у камер хранения рядом с экономклассом, а потом тащиться с сумками через все салоны - удовольствие сомнительное.
Вещи можно сложить и на полке над креслом. Hо туда, во-первых, не запихнешь крупногабаритный предмет, во-вторых, на полку не положено складывать тяжелые вещи. Ради собственной же безопасности.
Усевшись в кресло, опытный летун не станет лихорадочно застегивать ремень безопасности. Он знает, что далеко не всегда самолет вылетает строго по расписанию. Он, пожалуй, еще посетит туалет, прекрасно зная, что после набора самолетом высоты у туалетов часто выстраиваются очереди. В крайнем случае, он это сделает во время взлета. Он, конечно, понимает, что во время набора высоты положено сидеть пристегнувшись ремнем. Hо понимает и то, что на естественные надобности строгого вето не наложишь. Он еще и водички у стюардессы попросит, если будет мучить жажда. А курить он ни до, ни во время набора высоты не станет: знает, что если в воздухе с ним ничего не поделаешь (кроме словесных убеждений стюардесса ни на что не имеет права), зато после приземления на него управа найдется. И отношения придется выяснять уже не с милой стюардессой, а с местными полицейскими. По этой же причине он не станет напиваться в стельку. То есть, может, и напьется, но буянить ни в коем случае не будет.
Кстати, во многих авиакомпаниях на борту запрещено распивать принесенные с собой напитки. Hо даже если так, то у кого, как не у нашего народа, взращены (а может, они врожденные) навыки распития напитков в запрещенных для этого местах? Да и следить никто за вами не будет. Между прочим, создание необходимого запаса - еще одна причина, по которой стоит поскорее пройти таможенный контроль и успеть до посадки отовариться в duty free. Опытные люди знают, что шереметьевский магазин по части горячительного и курева, действительно, один из самых дешевых в мире. Где вы еще за $16 купите двухлитровую бутылку натуральнейшего джина Gordon's? Или блок Marlboro за $12?
Впрочем, если вы летите на самолете Аэрофлота, то у вас есть шанс отовариться по дешевке на борту. Стандартный набор: поллитровые пластиковые бутылки (очень удобно в дороге) джина Gordon's или Beefeater, виски Jamson и ликер Irish Cream. Разносят после обеда. Ликер обычно разбирают в первую очередь, поэтому если заядлый путешественник хочет побаловать жену или простую соседку по салону изысканным напитком, он не станет дожидаться момента "раздачи", а сразу после набора высоты подойдет к стюардессе и приобретет желаемое в индивидуальном порядке.
Тем, кто привык пить хорошо и много, отовариться придется, поскольку в экономклассе Аэрофлота к обеду подадут всего лишь стограммовый стаканчик вина. Такова норма. Конечно, можно попросить добавки - дадут, но немного. Для этого существует первый класс. Впрочем, ограничения на отпуск бесплатного спиртного существуют во всех компаниях.
Кстати, по наблюдению стюардесс западных компаний, русский человек почему-то обычно скучает в самолете. И скуку разгоняет водкой или виски. Если при посадке обнаруживается пьяная группа, то говорить она пытается, как правило, на русском языке.
Если предстоит ночной перелет, настоящий, опытный путешественник сразу "забьет" для себя весь ряд кресел: свободные места почти всегда есть (ближе к ночи все вакантные койко-места будут уже заняты). И не забудет прихватить с полки подушку с пледом.
А если он заскучает, то вызовет стюардессу и спросит у нее, над какой местностью и на какой высоте летит самолет, какая температура за бортом и какова скорость полета.
Cтюардессы перед посадкой обычно раздают иммиграционные карточки, которые принято предъявлять при въезде в большинство стран. Бывалый человек не отстанет от стюардессы до тех пор, пока она с точностью до запятой не объяснит ему, как заполняется карточка при въезде именно в эту страну - иначе будут задержки на земле. А в аэропорту он не будет тыкаться к стойке, над которой написано, что проход предназначается только для местных жителей.
Зато вернувшись в родное Шереметьево, при прохождении паспортного контроля он не встанет в общую очередь. Он с гордостью предъявит свой паспорт у стойки, над которой написано: "Только для граждан Российской Федерации". Вот уже четыре месяца, как граждане нашей страны удостоились высокой чести беспрепятственного возвращения на родину.
Евдокия ЖЕРЕБЦОВА
По материалам газеты Иностранец